Title: | Персонаж как дискурс на материале минидрамы Э. Елинек «Стена» |
Other Titles: | The character as a discourse in E. Jelinek’s Minidrama "Die Wand" |
Authors: | Sivolobova, I. A. Сиволобова, И. А. |
Keywords: | character as discourse E. Jelinek minidrama “Die Wand” I. Bachman S. Plat M. Haushofer postdrama theater персонаж как дискурс Э. Елинек минидрама «Стена» И. Бахман С. Плат М. Хаусхофер постдраматический театр |
Issue Date: | 2020 |
Publisher: | Издательство Тюменского государственного университета |
Citation: | Сиволобова, И. А. Персонаж как дискурс на материале минидрамы Э. Елинек «Стена» / И. А. Сиволобова. – Текст : электронный // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates / главный редактор Н. Н. Белозёрова. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2020. – Т. 6, № 3(23). – С. 94-104. |
Abstract: | This study is structured around two literary notions: character and discourse. In literature theory, the character of a dramatic and prosaic text is understood as a hero performing the functions of action and/or storytelling. Most often, the character is embodied in the image of a person, and they have an individual character. The hero is often the catalyst of the plot or a narrator of an event. The contemporary theatrical situation, referred to as the post-drama theater, demonstrates the destruction of the traditional character. The work by E.Jelinek – one of the main authors of the modern German-speaking scene – is considered by the leading European researchers (P.Janke, M. Meister, B. Luke, T. Kovacs and others) in the context of post-drama theater. The rejection of the traditional character form is one of the central principles of the writer’s theatrical aesthetics. In the terminology of Jelinek herself, the "character” gets replaced by "text surfaces” ("Textflächen”): the character loses their individual and psychological traits, does not contribute to the promotion and development of the plot, and exists as a mediator of some message. "Textflächen” is similar to the concept of discourse, which means a system of speech organization. This article studies what means help in creating a new type of a literary hero – a character as a discourse. The novelty of the research lies in the lack of Russia literary research which covers the minidrama "Die Wand". Данное исследование строится вокруг двух литературоведческих понятий: персонаж и дискурс. В теории литературы персонаж драматического и прозаического текста понимается как герой, выполняющий функции действия и (или) рассказывания. Чаще всего персонаж воплощен в образе человека, обладает индивидуальным характером. Герой зачастую является катализатором сюжета или повествует о каком-то событии. Современная же театральная ситуация, обозначаемая как постдраматический театр, демонстрирует разрушение традиционного персонажа. Творчество Э. Елинек – одного из главных авторов современной немецкоязычной сцены – рассматривается ведущими европейскими исследователями (П. Янке, М. Майстер, Б. Люке, Т. Ковач и др.) в контексте постдраматического театра. Отказ от традиционной формы персонажа является одним из центральных принципов театральной эстетики писательницы. В терминологии самой Елинек на смену «персонажу» приходит понятие «текстовые поверхности» («Textflächen»): персонаж лишается индивидуальных и психологических черт, не способствует продвижению и развитию сюжета, а существует исключительно как медиатор некоторого сообщения. «Текстовые поверхности» схожи с понятием дискурса, который означает систему организации речевой деятельности. В статье рассматривается, при помощи каких средств происходит формирование нового типа литературного героя – персонаж как дискурс. В этом состоит актуальность работы. Новизна заключается в том, что материалом исследования служит ранее не рассматриваемая на уровне отечественного литературоведения минидрама «Стена». |
URI: | https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/7411 |
ISSN: | 2500-0896 2411-197Х |
Source: | Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2020. – Т. 6, № 3(23) |
Appears in Collections: | Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates
|
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.