Title: | Ядро и периферия актуальной культуры художественного творчества о Великой Отечественной войне в представлениях студентов |
Other Titles: | The core and periphery of the current culture of artistic creation about the Great Patriotic War in the students’ views |
Authors: | Narkhova, E. N. Narkhov, D. Yu. Нархова, Е. Н. Нархов, Д. Ю. |
Keywords: | sociology of culture contemporary culture national culture national and cultural traditions core and periphery art memory of the Great Patriotic War youth students социология культуры актуальная культура национальная культура национальнокультурные традиции ядро и периферия художественное творчество память Великой Отечественной войны молодежь студенчество |
Issue Date: | 2020 |
Publisher: | Издательство Тюменского государственного университета |
Citation: | Нархова, Е. Н. Ядро и периферия актуальной культуры художественного творчества о Великой Отечественной войне в представлениях студентов / Е. Н. Нархова, Д. Ю. Нархов. – Текст : электронный // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Социально-экономические и правовые исследования / главный редактор Г. Ф. Шафранов-Куцев. – Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2020. – Т. 6, № 3(23). – С. 130-149. |
Abstract: | This article analyzes the degree of demand for works of art (films and television films and series, literary and musical works, works of monumental art) associated with the history of the Great Patriotic War among contemporary students. This research is based on the combination of two theories, which study the dynamics and statics of culture in the society – the theory of the nucleus and periphery by Yu. M. Lotman and the theory of actual culture by L. N. Kogan. The four waves of research (2005, 2010, 2015, 2020) by the Russian Society of Sociologists (ROS) have revealed a series of works in various genres on this topic in the core structure and on the periphery of the current student culture; this has also allowed tracing the dynamics of demand and the “movement” of these works in the sociocultural space. The authors introduce the concept of the archetype of the echo of war. The high student recognition of works of all historical periods (from wartime to the present day) is shown. A significant complex of works has been identified, forming two contours of the periphery. Attention is drawn to the artistic work of contemporary students as a way to preserve the historical memory of the Great Patriotic War. This article explains the necessity of preserving the layer of national culture in order to reproduce the national identity in the conditions of informational and ideological pluralism of the post-Soviet period. The authors note the differentiation of youth due to the conditions and specifics of socialization in the polysemantic sociocultural space. В статье осуществляется анализ степени востребованности художественных произведений (кинофильмов, телевизионных фильмов и сериалов, литературных и музыкальных произведений, произведений монументального искусства), связанных с историей Великой Отечественной войны, у современных студентов на основе соединения двух теорий, изучающих динамику и статику культуры в обществе, – теории ядра и периферии Ю. М. Лотмана и актуальной культуры Л. Н. Когана. На основе четырех волн исследования (2005, 2010, 2015, 2020 гг.) Российского общества социологов (РОС) об отношении российских студентов к Великой Отечественной войне выявляется комплекс произведений различных жанров о ней в структуре ядра и на периферии актуальной культуры студенчества, прослеживается динамика востребованности и их «движение» в социокультурном пространстве. Вводится понятие архетипа эха войны. Показана высокая узнаваемость студенчеством произведений всех исторических периодов (от военного времени до наших дней). Выявлен значительный комплекс произведений, образующий два контура периферии. Обращается внимание на художественное творчество современных студентов как способ сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне. Обосновывается необходимость сохранения слоя национальной культуры как залога устойчивого воспроизведения национальной идентичности в условиях информационно-идеологического плюрализма постсоветского периода. Отмечается дифференцированность молодежи, определяемая условиями и спецификой социализации в полисемантичном социокультурном пространстве. |
URI: | https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/7527 |
ISSN: | 2500-3534 2411-7897 |
Source: | Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Социально-экономические и правовые исследования. – 2020. – Т. 6, № 3(23) |
Appears in Collections: | Вестник ТюмГУ: Социально-экономические и правовые исследования
|
Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.