Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/7994
Title: Специфика ценностных установок агентов социальных изменений
Other Titles: Specifics of value attitudes of agents of social changes
Authors: Воробьёва, И. Н.
Vorobyova, I. N.
Keywords: Сибирский социум
агенты социальных изменений
ценностные установки
креативный класс
мотивация достижения
социальное участие
неформальная помощь
локус ответственности
Siberian Socium
agents of social changes
value attitudes
creative class
achievement motivation
social participation
informal support
locus of responsibility
Issue Date: 2022
Publisher: Издательство Тюменского государственного университета
Citation: Воробьёва, И. Н. Специфика ценностных установок агентов социальных изменений / И. Н. Воробьёва. – Текст : электронный // Siberian Socium (Сибирский социум) / главный редактор В. Г. Немировский ; заместитель главного редактора С. А. Ильиных ; ответственный редактор В. В. Мельник ; Тюменский государственный университет. – Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2022. – Т. 6, № 1(19). – С. 44-61.
Abstract: Цель статьи – выявить специфику ценностного ядра установок наиболее активных слоев населения. Теоретико-методологической основой работы является деятельностно-активисткий подход В. А. Ядова. Основная гипотеза исследования: наиболее активной части населения свойственна достижительная мотивация в работе, ярко выраженный локус ответственности, склонность к солидарности, творческая сущность личности. Метод сбора информации – массовый опрос населения г. Череповца Вологодской области по квотной репрезентативной выборке в соответствии с половозрастной структурой города старше 18 лет, всего опрошено 600 человек в марте 2020 г. Научная новизна заключается в выделении наиболее активной социальной группы агентов социальных изменений на основании практик формального и неформального социального участия, выявлении специфики их установок и ценностей. В основу выделения ценностного ядра установок наиболее активной части населения положены работы по изучению категории креативного класса Р. Флориды, Ю. Г. Волкова, А. Ю. Масленникова и др., а также работы по практическому измерению мотивов и установок гражданского и социального участия С. В. Патрушева, В. В. Петухова, Ю. Б. Савельева. Во второй части статьи показан факт низкого уровня членства населения в формальных организациях. Но при этом выявлены достаточно развитые практики неформального общественного участия и неформальной помощи. Анализ ответов на индикаторы выявления ценностных установок среди разных по уровню социальной активности групп населения позволил выделить основное ядро ценностных ориентиров агентов социальных изменений. Среди активистов наиболее явно выявлены мотивы достижения в работе: возможность проявления инициативы, самореализация, самостоятельность, перспективы карьерного роста. Для активистов характерны черты креативности в повседневных установках: стремление заниматься чем-то новым, даже если это связано с риском и трудностями, удовольствие от творческой работы. Важной составляющей их установок является ярко выраженная ответственность за происходящее в доме, районе, они предпочитают при решении проблем брать ответственность и инициативу на себя. Агентам социальных изменений свойственна солидарность, склонность к объединению, совместным действиям для решения общих проблем.
The main purpose of the article is to reveal the specifics of the value core of the attitudes which belong to the most active strata of the population. The theoretical and methodological basis of the work is the action activist approach of V. A. Yadov. The main hypothesis of the research is that the most active part of the population is characterized by achievement-oriented motivation in work, a pronounced locus of responsibility, a tendency to solidarity, and the creative essence of an individual. The research method of collecting information consisted of a mass survey of the population of the city of Cherepovets, Vologda Oblast, based on a representative quota sample in accordance with the sex and age structure of the city aged over 18. A total of 600 people were interviewed in March 2020. Scientific novelty lies in the revealing the most active social group of agents of social changes based on the practices of formal and informal social participation, as well as in the identifying the specifics of their attitudes and values. The basis for identifying the value core of the attitudes of the most active part of the population is the studies of such category as “creative class” identified in the works of R. Florida, Yu. G. Volkov, A. Yu. Maslennikov and others, as well as research on the practical measurement of motives and attitudes of civil and social participation, reflected in the works of S. V. Patrushev, V. V. Petukhov, Yu. B. Savelyev. In the second part of the article, the author proves the fact of a low level of the population’s membership in formal organizations, sufficiently developed practices of informal public participation and widely developed practices of informal support. Analysis of the responses to the indicators of identifying value attitudes among groups of the population representing different levels of social activity made it possible to mark out the main core of value orientations of agents of social changes. The author proves that among activists the motives for achievement in work are most clearly identified through the possibility of showing initiative, self-realization, independence, career prospects. Activists are characterized by such features of creativity in their everyday attitudes as the desire to do something new, even if it is associated with risks and difficulties, enjoyment of creative work. An important component of their attitude is a pronounced responsibility for what is happening in their house, surroundings; they prefer to take responsibility and initiative in solving problems. Agents of social changes are characterized by solidarity, a tendency to unite for collective actions to solve common problems.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/7994
ISSN: 2587-8484
2587-6708
Source: Siberian Socium (Сибирский социум). – 2022. – Т. 6, №. 1(19)
Appears in Collections:Сибирский социум (SIBERIAN SOCIUM)

Files in This Item:
File SizeFormat 
SibSoc_2022_1_44_61.pdf482.34 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.