Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15202
Title: Реализация фантастического многомирия на материале повести “The Bicentennial Man” А. Азимова
Other Titles: Textual Multiverse in Science Fiction Prose, as in I. Asimov’s “The Bicentennial Man”
Authors: Протасов, Тимофей Андреевич
Timofei, A. Protasov
Keywords: научная фантастика;cognitive poetics;cognitive linguistics;text world theory;text worlds;I. Asimov;science fiction;когнитивная поэтика;когнитивная лингвистика;теория текстовых миров;текстовые миры;А. Азимов
Issue Date: 2017
Citation: Протасов, Т. А. Реализация фантастического многомирия на материале повести "The Bicentennial Man" А. Азимова / Т. А. Протасов // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2017. - Т. 3, № 2. - С. 109-121.
metadata.dc.relation.ispartof: Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3 №2
Abstract: Научная фантастика (НФ) представляет особый интерес для исследователей, работающих в области когнитивной лингвистики и поэтики. Это можно объяснить тем, что научная фантастика создает (и поддерживает) вымышленные, альтернативные миры, которые одновременно чужды и понятны читателям, а «странность» («отчужденность») этих образов может пролить свет на процесс создания ментальных конструкций, получивших в когнитивной лингвистике названия текстовых миров и ментальных пространств. Когда писатели научной фантастики и фэнтези создают свои вымышленные миры, они полагаются на существующие понятия «странного» и «знакомого». Это становится особенно интересно для исследования в рамках стилистики в общем за счет особенных стилистических особенностей данных жанров, что включает уникальные и необычайные художественные образы, эксперименты с нарративной структурой и лингвокреативностью (созданием новых слов или использованием существующих в новом значении). Особенно интересным это представляется для когнитивной стилистики с точки зрения применения теории текстовых миров (Text World Theory, или TWT; изначально создана Полом Вертом в 1999 г.), поскольку ключевой особенностью фантастических текстов является создание новых миров. Таким образом, фантастика представляется отличным примером для теории текстовых миров. В рамках данной статьи я рассматриваю создание новых миров в повести американского писателя-фантаста Айзека Азимова “The Bicentennial Man” (в русском переводе — «Двухсотлетний человек»; дата публикации — 1976 г.). Основной интерес уделяется структурному многообразию текстового многомирия произведения, в котором текстовые миры могут быть сгруппированы в зависимости от того, насколько «фантастичными» они предстают перед читателями, и как это влияет на общее представление читателей о повести в . Science fiction (sci-fi, sf) is of particular interest for researchers working in cognitive poetics. One major reason for this is the way that science fiction creates and runs alternative worlds that are both alien and recognizable; and the strangeness of these world-constructions can illuminate the operating limits of stylistic frameworks such as text-world theory, narrative comprehension, and other worlds-based mental models. When science fiction and fantasy writers imagine an unknown world, they draw necessarily on the familiar as well as the strange. It becomes is a particularly interesting object of study for stylistics in general for its somewhat unique stylistic features, including unique and creative imagery, experiments with narrative structure and new words formation. It proves to be especially interesting in the field of cognitive stylistics from the point of view of Text World Theory’s (TWT; originally formulated by P. Werth in 1999) implementation, as one of science fiction’s main features is the creation of new worlds. Thus, science fiction seems to be a well-suited example for studying TWT. In this paper, I explore the mental world creation of the science-fiction novel “The Bicentennial Man” by the American science-fiction writer Isaac Asimov (1976). I consider the structural variety in the textual multiverse of this novel, wherein text worlds can be classified into different groups according to how “fantastic” they appear to the reader, and how it affects the reader’s perception of the whole novel.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/15202
Appears in Collections:Вестник ТюмГУ: Гуманитарные исследования. Humanitates

Files in This Item:
File SizeFormat 
109_121.pdf427,76 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.