Please use this identifier to cite or link to this item: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/17641
Title: Академическая мобильность как фактор повышения конкурентоспособности студентов с инвалидностью
Other Titles: Academic mobility as a factor improve competitiveness of students with disabilities
Authors: Кукуев, Е. А.
Патрушева, И. В.
Kukuev, E. A.
Patrusheva, I. V.
Keywords: конкуренция; конкурентоспособность; академическая мобильность; инвалидность; ограниченные возможности здоровья; трудоустройство; конференция; competitiveness; academic mobility; disability; limited health opportunities; job placement; conference
Issue Date: 2018
Publisher: Изд-во Тюм. гос. ун-та
Citation: Кукуев, Е. А. Академическая мобильность как фактор повышения конкурентоспособности студентов с инвалидностью / Е. А. Кукуев, И. В. Патрушева // Образование: молодежь, конкурентоспособность : сборник докладов Международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летнему юбилею академика Российской академии образования, доктора философских наук, профессора Г. Ф. Шафранова-Куцева, г. Тюмень 21-22 сентября 2018 г. / под ред. М. М. Акулич, Е. В. Андриановой, Г. З. Ефимовой; Мин-во науки и высшего образования РФ, Тюм. гос ун-т, Тюменский научно-образовательный центр Российской академии образования, Западно-Сибирский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН. - Тюмень : Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2018. – С. 232-236. - ISBN 978-5-400-01506-9.
Abstract: Статья посвящена исследованию проблемы формирования академической мобильности студентов с инвалидностью в процессе обучения в вузе с позиции повышения их конкурентоспособности. Рассматриваются социологический и психологический подходы к определению понятия «конкурентоспособность». Анализируются данные мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования по обучению инвалидов, выявлены проблемы в сфере трудоустройства выпускников данной категории. В статье описываются основные факторы повышения конкурентоспособности выпускников. На основе анализа научной литературы обосновывается позиция авторов в понимании академической мобильности и как перемещения студентов в вузовском и межвузовском образовательном пространстве, и как интегративного личностного качества. Одним из значимых факторов повышения конкурентоспособности студентов с инвалидностью обозначается формирование в процессе обучения их готовности к академической мобильности. Описывается структура готовности студентов к академической мобильности, которая включает в себя мотивационный, когнитивный, личностно-деятельный и коммуникативный компоненты, которые предполагают наличие устойчивой внутренней мотивации к реализации возможностей академической мобильности, знаний, лежащих в основе социальнопсихологической готовности студентов, определенных характеристик личности, необходимых для успешной деятельности и взаимодействия, сформированность социальных умений и навыков, способность работать в системе межличностных отношений. В качестве ведущих механизмов формирования академической мобильности студентов с инвалидностью рассматриваются: включение студентов в проектную и исследовательскую деятельность, разработка и реализация адаптационных модулей и дисциплин, в том числе онлайн курсов и программ внутрироссийского и международного обмена, организация психолого-педагогического сопровождения выпускников с инвалидностью в процессе обучения и трудоустройства.
The article presents the study for the problem of students with difficulties academic mobility formation in the process of university studying in order to increase their competitiveness. There are sociological and psychological approaches to the definition of the concept of «competitiveness». The authors analyze the monitoring data of the higher educational organizations activity for training disabled people. The article states the problems in the sphere of graduates’ employment and describes the main factors for increasing the graduates’ competitiveness. From the analysis of the scientific literature the author's position about the academic mobility awareness as the students’ transfer in the university in intercollegiate educational space as an integrative personal quality. One of the significant factor for competitiveness increasing for students with disabilities is the formation their readiness for academic mobility in learning. There is a structure of student's readiness for academic mobility, which includes motivational, cognitive, personality-active and communicative components. They assume a stable internal motivation to realize the opportunities for academic mobility, knowledge, which is the base of socio-psychological readiness, personal characteristics, which are necessary for successful activity and interaction, the formation of social skills and abilities, the ability to work in the system of interpersonal relations. The leading mechanism for the formation of academic mobility for students with disabilities are is the inclusion of students in the design and research activities, the development and implementation of adaptation modules and disciplines. The importance to include on-line courses and programs of domestic and international exchange, the organization of psychological and pedagogical support for graduates with disabilities in the process of training and employment.
Conference name: Международная научно-практическая конференция "Образование: молодежь, конкурентоспособность", приуроченная к 80-летнему юбилею академика Российской академии образования, доктора философских наук, профессора Г. Ф. Шафранова-Куцева
Conference date: 21-22 сентября 2018 г.
URI: https://elib.utmn.ru/jspui/handle/ru-tsu/17641
ISBN: 978-5-400-01506-9
Appears in Collections:Материалы конференций, научные доклады

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Kukuev_852_2018.pdf367.86 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.