Abstract: | В статье рассматриваются основные тенденции воспроизводства педагогических кадров в системе общего образования России. На основании анализа теоретико-методологических подходов и ряда эмпирических работ авторами делается вывод о значимости стабильного восполнения профессиональной структуры, в т. ч. на уровне общего образования, а также наличии ряда факторов, влияющих на его успешность. К подобным факторам относят территориальные условия, в т. ч. социально-экономические и демографические, динамику уровня образования населения и специфику работы системы образования (например, наличие предпрофильного образования как механизма рекрутинга потенциальных работников), а также влияние иных групп факторов. В работе анализируются статистические данные Министерства просвещения Российской Федерации о численности, структуре и динамике движения кадров в организациях, реализующих программы общего образования. Авторы показывают ряд негативных тенденций, связанных с ростом численности учителей, уволившихся со своего рабочего места, увеличением количества ставок, приходящегося на одного штатного работника образования, а также роста числа ставок, вакантных на начало учебного года. Описанные тенденции имеют специфику проявления в городских и сельских общеобразовательных организациях, а также с разной степенью интенсивности проявляются в различных предметных областях, усиливая проблемы с подготовкой, в первую очередь, по естественнонаучным предметам. This article examines the main trends teacher training in the Russian secondary education. Based on the analysis of theoretical and methodological approaches and several empirical works, the authors draw a conclusion about the importance of stable replenishment of the professional structure, including at the level of general education, as well as the presence of a number of factors influencing its success. Such factors include territorial conditions, (as well as socio-economic and demographic ones), changes in the population’s education level and the education system’s specifics (e. g., the presence of pre-vocational education as a mechanism for recruiting potential employees), among other groups of factors. This article analyzes the statistical data from the RF Ministry of Education on the number, structure, and dynamics of personnel movement in organizations implementing general education programs. The authors show several negative trends associated with an increase in the number of teachers who have left their jobs and an increase in the number of rates per full-time education worker, as well as an increase in the number of positions vacant at the beginning of the school year. The described trends have specific manifestations in urban and rural educational organizations, and manifest themselves with varying degrees of intensity in various subject areas, increasing problems with training, primarily in natural science subjects. |